20:21 

Правила по этикету

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
Арконийцы

Арконийцы свободолюбивы и равны между собой. Старики и шаманы пользуются среди них почётом, но и перед ними нет раболепного поклонения. Среди арконийцев не принято кланяться и звать старших на "вы". При этом считается, что уважения достойны и младшие, так что общие принципы вежливости распространяются на всех: неучтиво перебивать собеседника, избегать ответов на вопросы, не смотреть собеседнику в лицо (бегающий взгляд — признак лживости), уходить от собеседников резко и неожиданно, говорить грубо или явно лебезить. Невежливо кричать на равного, а уж на старшего так и вовсе абсолютно немыслимо. Считается неприличным трогать запястья другого человека, на которые нередко надеты браслеты-обереги.

Приветствуя старших (то есть старейшину или шамана), аркониец прикладывает руку к груди. Равные приветствуют друг друга, положив вытянутую руку один на плечо другого (соответственно, этим же жестом второй отвечает первому). Если этот жест позволил себе старший, это знак большого уважения с его стороны, младший должен поблагодарить.

Старший не должен злоупотреблять своим авторитетом. Отвечать на вопросы младшего, помогать ему, не упрекая в глупости и неопытности, — его обязанность. А его право — указать на ошибки и даже прямо запретить младшему что-либо, если тот задумал неправедное дело.

Младший должен следовать указаниям старших. Но его право — попытаться переубедить старейшину или шамана, и его должны выслушать.

Женщина полностью равна мужчине, и не принято уступать ей место, подавать руку и так далее, если только женщина не беременна или не глубокая старуха. Выполнить просьбу женщины — то же, что выполнить просьбу мужчины, и одинаково достойно. Тем более, что арконийки отличаются независимым нравом и сами бы не приняли навязанных им услуг. А вот уступить место или помочь старику или просто старшему по возрасту — святой долг.

В отношении чужаков аркониец, как правило, соблюдает те же принципы вежливости. Тем более что правители других племён для детей болот — что-то вроде старейшин или постоянных вождей (и зачем им вожди на постоянной основе?). Разве что приходится поднапрячься и вспомнить, что среди других народов бывает принято обращение на "вы". Однако случаются конфликты: аркониец не видит смысла в поклонах, а его прямой взгляд может показаться иноплеменнику невежливым. Арконийцам же неприятно и непонятно покровительственно-пренебрежительное отношение к женщинам, излишняя вежливость или, напротив, бурная фамильярность, свойственные некоторым другим народам.

Арги

Арги превыше всего ценят честность и смелость. Достойное поведение, с их точки зрения — прямо говорить то, что думаешь, поддерживать родича, друга, соратника или предводителя в любой ситуации, не прятаться скромно в углу. Даже быть дерзким в определённых ситуациях — признак мужественности, и лучше уж надерзить, чем выглядеть трусом. Впрочем, дерзость такая будет иметь вид, скорее, холодной надменности бойцового пса хороших кровей, чем хая и лая безродных шавок — дети гор ценят сдержанное достоинство, предпочитая бестолковым болтунам людей дела.

Для аргов уважения достоин тот, кто высок рождением, храбр в бою или служит духам. Поэтому правителям, военачальникам и жрецам кланяются. Женский поклон — плавное изящное приседание, однако воительница может кланяться, как мужчина. Обращаются же просто "князь", "княжич" или с именем — "княжич Сантиан", и всегда на "ты". Для арга, не привыкшего к иноземным обычаям, обращение на "вы" звучит смешно — вроде, говоришь-то с одним человеком, а не с толпой. Жрецов же называют жрецами, безо всяких титулов.

В повседневной жизни арги бурно жестикулируют, громко говорят и хлопают друг друга по плечам почти без различия чинов. Торжественность же блюдут при принесении клятв или в иных серьёзных делах — тогда арг преклонит колено перед своим предводителем или князем, храня суровое выражение лица, и никто и не догадается, что вчера они пили из одной чаши и в шутку давали друг другу подзатыльники.

Равные по статусу мужчины могут приветствовать друг друга кивками или рукопожатием – но не за ладонь, а ладонью к запястью. Воин всегда выкажет уважение другому воину, даже врагу; не сделать этого — уронить свою честь и показать себя никчёмным человеком.

Но и низших не принято как-либо унижать. Считается, что стоит уважать заслуги любого человека, если таковые имеются, будь он хоть невысокого рода, хоть хвор и слаб. Но если такой зарвался и обнаглел, на место его всегда поставят. Женщин уважают, и в делах домашних слово их имеет вес, но, по большому счёту, считают всё-таки ниже мужчин, если они не докажут, что и мужские дела им по плечу. Поэтому оказывать всякие особые знаки почёта принято, разве что, старым матерям доблестных сыновей. Обычно же женщина держится позади мужчины, как его верный помощник, надёжная опора и последний оплот.

С иноплеменниками арги держатся довольно гордо, если не знают, каков статус чужака. Они всегда готовы доказать своё превосходство в поединке. Только жрецов неизменно уважают, даже если они иного рода и племени. При общении с чужаками аргов смущает излишняя сдержанность в дружеском общении, а изысканную вежливость они вполне могут принять за трусость и пустословие. Сами же дети гор выглядят для иных племён сущими мужланами.

Стоит отметить, что на чужбине соплеменник особенно дорог: его будут называть родичем, братом или сестрой.

Вайе

У народа равнин наиболее сложные правила поведения. Представителю каждого сословия подобает своё обращение, правители имеют титулы. Существует также особый этикет в отношении женщин.

В целом быть вежливым для вайе значит говорить собеседнику приятные вещи, внимательно его слушать, не перебивая, не смущать излишне прямым взглядом и вопросами "в лоб", быть обходительным, даже мягким. Многие дети равнин способны бесконечно обсуждать какую-нибудь проблему, огибая острые углы и обходясь намёками.

В отношении князя следует проявлять безусловное почтение, кланяться ему при встрече, прикладывая руку к груди, не поднимать на него глаз, обращаться на "вы" и называть "ваше княжеское величество". Такое же обращение пристало и к наследнику княжеского трона, только его называют "высочеством". Уважением и почётом пользуются и жрецы — их следует величать "ваша мудрость", но кланяться им не обязательно. В отношении высших принято в той или иной степени принижать себя и возвышать собеседника. К тем, кто старше, выше званием или заметно богаче, обращаются "господин", "госпожа", особенно если находятся у этого человека в услужении.

Сиятельные особы свободны в отношении простых людей. Насколько быть вежливым с низшим — зависит от желания владыки и от богатства собеседника. Услышать "вы" от князя — большая честь.

Равные же обмениваются друг с другом рукопожатиями при встрече, а называют друг друга на "ты", только если они задушевные друзья. Принято обращаться друг к другу по ремеслу — "кузнец", "ювелир", или по имени. На чужбине один вайе назовёт другого "земляком".

Что же касается женщин, то почётом среди вайе пользуется мужчина, хозяин семьи, и женщина должна быть с ним как можно более предупредительна, называя его на "вы". По мнению вайе, женщины от природы слабее, чувствительнее и хрупче, поэтому мужчина должен пропускать женщину вперёд в дверях и переулках, подавать ей руку, уступать ей место или усаживать на свободное, приносить ей еду или вино с общего стола — причём совершенно не важно, хочет ли она сесть, есть или пить на самом деле. Вести себя с женщиной иначе невежливо и не пристало благородному мужу.

В отношении чужаков дети равнин стремятся быть такими же учтивыми, как и со своими, — но и от иноплеменников они привыкли ждать того обращения, что привычно им, вайе.

Асты

Мало кто из чужеземцев видел, как асты общаются между собой, поэтому принято считать, что им свойственно держаться сдержанно, вежливо и несколько отстранённо. Отчасти это действительно так, но только когда дело касается иноплеменников. В понимании астов, воспитанный человек обращается с каждым как с равным, не унижает никого, но сохраняет собственное достоинство и может постоять за себя, а с тем, кто тебе не родич, пристало блюсти дистанцию, дабы проявить уважение и "не опалить ненароком".

Тут надо заметить, что асты воспринимают свой народ как одну большую семью, поэтому между собой они держатся открыто и совершенно по-родственному. Потому и повелось, что на "вы" асты обращаются к чужакам, а между собой все зовут друг друга на "ты" вне зависимости от ранга и старшинства. К королю обращаются "мой король", "король" или "король Азирра", да и всех остальных предпочитают называть по имени. Асты не видят, как одно дело может быть выше и почётнее другого, если оба идут на пользу Астарросу, потому и подметальщика улиц будут приветствовать с тем же вежеством и дружелюбием, что и королевского советника.

Как приветствие поклоны у астов не очень приняты — так кланяются, разве что, королю, как ближайшему к Огню, если пришли к нему с какой-то важной просьбой или известием. Обращаясь к уважаемому лицу, асты могут в знак приветствия приложить раскрытые ладони к груди, протянуть их раскрытыми навстречу тому, с кем говорят, а затем развести руки в стороны и опустить, и только после этого завести речь. А если аст благодарит за великую услугу или, особенно, если просит прощения, то может упасть чуть ли не на колени, прикладывая кончики пальцев ко лбу, вискам и груди. В жестах дети огня вообще весьма эмоциональны и грациозны. Если же аст начал жестикулировать торопливо и резко, то это верный знак того, что он крайне взволнован и почти не контролирует себя.

Женщины в Астарросе пользуются таким же уважением, что и мужчины, — и держатся с таким же достоинством. Более того, женщин асты считают более уравновешенными и более открытыми воле мира, поэтому принято прислушиваться, когда женщина говорит слова мудрости по важным делам. Существуют отдельные женские ритуалы, да и наряды женские от мужских несколько отличаются, но особых запретов и ограничений, как-то подчёркивающих приниженное или возвышенное положение, для них нет.

@темы: Свитки, Вайе, Асты, Арконийцы, Арги

   

Асты: Ночь Огня

главная