21:44 

Мифы, поверья, обряды

Volker von Alzey
Я только подохренел слегка, а так я совершенно спокоен (с)
У народов Ар'Даннара существуют довольно близкие представления о том, что представляет собой мир. Однако разное рассказывают о том, как он возник.

Арконийцы верят в то, что Великая Мать, которую часто представляют в облике грифона, родила этот мир и растворилась в нём, чтобы скрепить свои творения друг с другом, дать им жизнь и равновесие. Она оставила управление землёй своим сыновьям — двоим изначальным духам, Эхарро и Лиарро. Эхарро летал в облике совы, а Лиарро ходил по лесам в виде дикого кота. Они создали много разных вещей и различные людские народы. Лиарро был мудрым и уравновешенным, а Эхарро постоянно хотел что-то менять и переделывать. Дух-Сова завидовал своему брату и его силе и хотел править миром в одиночестве. И однажды Эхарро убил Лиарро, а затем съел, чтобы стать могучим. Мир дрогнул от такого страшного злодейства, и с тех пор нет в нём совершенной гармонии.

Вайе считают, что мир сотворили семь Высших Духов: дух Земли создал почву, дух Металла выковал солнце и луну, Жизнь своим дыханием согрела землю, вырастила растения и создала животных и так далее. А затем они вместе создали людей, и каждый вложил в них своё начало, так что в человеке есть и разум, и биение жизни, и сила металла, и текучесть воды. А затем случилась история с двумя братьями, но, по легендам вайе, это были просто два самых сильных духа, и Эхарро намеревался съесть и всех остальных, но ему не позволили этого.

У аргов распространена та же легенда, но в каждом княжестве рассказывают свои её варианты.

Асты же говорят, что мир был всегда, а тайна его первых дней будет раскрыта смертным, если это будет необходимо. Им известно, что за ссора на самом деле произошла между изначальными, но об этом они никому не рассказывают.

Те, кто общался с лианну, рассказывают об их вере следующее. Они считают, что произошли от белого оленя, которого создал Лиарро или же породил сам мир — никто не знает в точности. В начале времён лианну выходили к людям, но начали терять свою силу и очеловечиваться. В итоге они сделались во многом больше людьми, чем духами. А после того, как брат убил брата, лианну, оплакивая утраченную гармонию, стали верить, что их прародитель вернётся в облике полукровки, ребёнка двух народов. И именно он сможет изменить мир. Но неизвестно, что он выберет - свет или тьму.

Из-за того, что столь могучий дух стал преступником, и появился Страж Мира, ограждающий творение от зла: Белая Смерть. Он пытается поддерживать равновесие, утерянное после великого предательства, но равновесие это неполное и чудовищно хрупкое. Этим вызвано появления Залогов — оно кажется несправедливым, но помогает хоть как-то держать всё сущее. Пока не вернётся убитый братом Лиарро, мир не придёт к гармонии. В этом согласны между собой все народы.

А когда он вернётся — никто не знает. Некоторые утверждают, что когда мир пошатнется ещё сильнее и окажется на грани гибели. Но большинство считает, что, напротив, люди должны улучшать порядок в мире и тем давать силы Лиарро для его возвращения.

Как же то сделать? По представлениям людей Ар'Даннара, человек при появлении на свет получает частицу мироздания, искру жизни. Её называют душой. Когда он умирает, его душа возвращается на землю ещё несколько раз, становясь всё мудрее и опытней, всё более гармоничной. И, наконец, когда достигнуты мудрость и равновесие, человек отдаёт свою душу миру, вносит свою лепту в его улучшение. Его собственная гармония делает и всё вокруг немного гармоничнее. А человеческая душа растворяется в мире, живя в каждой капле воды, каждом листочке и каждом дуновении ветра.

Трудно представить, что душа за многие свои рождения будет целенаправленно двигаться к злу — хотя сильно задержать движение мира к гармонии может каждый своими делами. Но, если человек был чудовищным злодеем, чья душа испортилась, как бы покрылась плесенью, Белая Смерть после кончины мерзавца отправляет его в полное небытие. Это представляют так: душа разрубается на многие кусочки, и её больше не будет в мире.

Те же, кто стремился к совершенству, но был чужаком среди своих, от рождения или по выбору, он может стать частью свиты Белой Смерти, чтобы примириться с миром и послужить ему, а затем уже отправляться на посмертный покой.

Сообразно с этим, люди Ар'Даннара считают достижение гармонии самым главным в жизни, хотя достижима она может быть и разными путями, сообразно тому, к чему больше расположен каждый человек. Достоинствами считаются честное следование своему пути, стремление к совершенству в своём ремесле, соблюдение законов, милосердие, бережное отношение к природе. Недостатками, рушащими гармонию — злоба, зависть, несоблюдение законов, разрушение без смысла (убийство ради забавы и т.д.), а также лень и неследование выбранному пути. Трусливый воин, не охотящийся охотник, не трудящийся землепашец, не занимающаяся своими детьми мать разрушают гармонию.

Существует представление о том, как может измениться мир в результате действий людей. Если гармония будет достигнута, то настанет золотой век, то счастье, которое было потеряно из-за первого преступления. Если же люди будут расшатывать мир ещё больше — говорят, что мир буквально развалится на кусочки и провалится в бездну. Это верование распространено среди аргов и вайе. Арконийцы же рассказывают, что мир может испортиться, покрывшись тёмным, злым лесом, где нет жизни, духи станут кровожадными чудовищами, а люди ополчатся друг на друга. У астов существует похожая легенда. Есть и мнение, что произойдёт сперва одно, потом другое.

Обряды народов Ар'Даннара соответствуют их представлениям о мире и судьбе человека. Женщины рожают в уединении, а восприемницы, помогая ей, молятся о мудрой душе для ребёнка. Новорождённого представляют духам где-нибудь на природе, не у людских жилищ, чтобы он впитал в себя чувство гармонии. Тогда же жрец или шаман даёт ему истинное имя. Во время наречения, а ещё во время свадьбы люди стараются, чтобы на церемонии присутствовали все стихии: рядом текла бы река, в жаровне горел бы огонь, имелся предмет из металла и т.д. Разум и Жизнь обычно воплощают, приглашая мудрого старика или старуху и многодетную мать, или же юную девушку, или же малого ребёнка. У арконийцев даже существует обычай таким образом снаряжать посольства: в них входят мудрец, юная дева и шаман.

Наконец, похороны являются как бы слиянием с миром, с той стихией, которая наиболее близка тому или иному народу. Асты сжигают своих мертвецов, арги спускают их в ладье по реке, вайе хоронят в земле, а арконийцы сперва оставляют в лесу, построив на деревьях специальные помосты, а по истечении нескольких месяцев закапывают то, что осталось, в землю, и сажают на этом месте дерево. Похороны являются временем тишины и скорби для астов, временем шумной тризны для аргов. Вайе в своих обрядах демонстрируют обыденность и нормальность этого события, снаряжая покойника как в долгую дорогу и обсуждая его скорое возвращение. Арконийцы провожают мёртвого сперва исступлёнными танцами и песнями, дающими, по их поверью, силу душе пройти посмертный путь, а затем тихой сосредоточенной медитацией, дающей ощущение правильности смерти и приближения к гармонии.

@темы: Арги, Арконийцы, Асты, Атмосферное, Вайе, Духи, Лесной народ, Свитки

   

Асты: Ночь Огня

главная