Ар’Даннар – мир пока что юный, где люди только начинают подчинять себе стихии, где магии в достатке, и законы её важны ровно так же, как и законы природы, где рядом со смертными живут духи и иные чудесные создания, не злые и не добрые, а ходящие иными путями.
Развернуть свиток
Говорят, духам по нраву веселье и танцы, и приятны их взорам влюблённые и пламенные сердцем, и злокозненных среди них не так уж много, а те, что есть, всё больше селятся по болотам, распуская вокруг недобрую сонную хмарь, и первый среди вредоносников – дух-сова, что имеет тысячу имён. Прочие же, если и творят какие безобразия, делают это без злобы и обычно не чинят великого вреда, если их кто не обидит. Живут они повсюду, и в небесах, и в водах, и в недрах земных, но больше всего их в зачарованных местах, куда людям обычно ход заказан. Великое множество историй ходит про возлюбленный духами волшебный лес, где ночами горят костры, у которых пирует и веселится Дикая Охота, ведомая Стражем мира, коего прозывают Белой Смертью. Дороги, что ведут туда, не всякому лягут под ноги, даже если тот и думает, что путь ему известен, а если какой незваный гость окажется достаточно могущественен, чтобы распутать клубок троп, то встретят его зачарованные воины, и нелегко ему будет доказать, что достоин он чести вступить под сень волшебной чащобы.
Материк известен и обжит всего один, и других до сих пор не находили. Ходят слухи, что где-то очень далеко можно различить в тумане чужие берега, но ни один даже самый отважный мореход их пока не достигал. Так что чаще всего люди считают, что весь мир окружён бесконечным океаном, по которому, разве что, на тот свет доплывёшь, и дальше известных всем островов никакой суши нет, – если вообще задумываются о подобных высоких материях за повседневными заботами. Ведь для многих весь мир – родное княжество да пара соседних, а что за земли лежать дальше и что за чудные народы их населяют, ведомо одним духам да всяким беспокойным бродягам и торговцам.
Самый многочисленный народ, вайе, обитает в центральной и северной части материка среди невысоких холмов, плодородных долин и могучих неторопливых рек. Живут вайе отдельными княжествами, между которыми то мир, то немирье, и никакого особого единства, возделывают землю да торгуют со всеми окрестными народами. А в торговле вайе весьма успешны, потому что известно – ловкости, предприимчивости и хитроумия им не занимать, и где пахнет прибылью, совесть у них частенько замолкает. Во все концы известного мира посылают они торговые обозы и ладьи, и во всех землях звучит их речь. Так и повелось, что если двум инородцам надо договориться, в ход идёт язык ухватливых детей равнин. Поклоняются же вайе самым разным духам, и никакого общего верования у них нет.
Следующий по численности народ Ар’Даннара – арги, что живут в горах, тянущихся с юга на север по западной оконечности известного мира, и в их предгорьях. Князья есть и у них, да только, в отличие от вайе, не сказать, чтобы были у них княжества. Каждый князь – глава большому могучему роду, и узы крови черноволосые синеглазые сыны гор ценят превыше земли, на которой селятся. А ещё ценят они воинскую доблесть, отвагу и силу – каковую не зазорно проявить в набеге на более мирных соседей, и по всему свету славятся как могучие воины и изрядные гордецы. Наибольшим почтением у аргов пользуется Высший Дух Воды, и лишь отдельные рода выбирают себе в покровители Духа Воздуха, Земли или Металла.
Куда более малочисленны арконийцы, охотники и лесные жители, что обитают к югу и к востоку от земель вайе. Славятся они тем, что никто лучше них не делает луков и не читает следов и примет, оставленных как зверем, так и человеком. Поэтому могие вайские князья стремятся заполучить их к себе на службу следопытами и лазутчиками. Узнать арконийца можно по рыжей шевелюре и по лёгкой поступи, а ещё говорят, что они проныры почище вайе. Селятся арконийцы всё больше в лесах, и есть среди них как те, кто строят небольшие селения и живут по-людски, так и те, кто долго на одном месте не засиживаются и слывут даже среди своих сородичей диковатыми. Из всех Высших Духов милее всего им Земля и Жизнь, хотя в совсем далёкие тёмные времена поклонялись они болотному духу-сове, одному из двух Изначальных. Нынче же дух-сова, пожравший своего родного брата и сурово наказанный за то миром, не в чести, и если кто ему и служит, то предпочитает делать это в тайне.
Остальные же четыре народа совсем невелики, и известно о них чужакам не так уж много.
Есть северяне, бледные и беловолосые, что живут на обледенелых островах почти у края мира. Далеко от своих берегов они не отплывают и иноплеменников не привечают, а кто по недомыслию решает на них напасть, обратно не возвращается. Известно, что служат они Высшему Духу Разума, и оттого, якобы, чуть ли поголовно могут читать в чужих душах и править чужими мыслями; так это или нет, неведомо, но точно известно, что если встретился с черноглазым северянином, лучше беги без оглядки, потому что такую метку носят маги их народа. Ещё говорят, что все они постоянно слышат друг друга, а если собираются идти на кого войной, то их главный маг правит воинством так, что сражаются они все как один и стоят непреодолимой стеной.
Есть аннуны, бродяги и кочевники, скитающиеся по миру небольшими группами, что постоянно бегут от Смерти, ибо их народ проклят миром за то, что некогда, исполнившись гордыни и зависти, они надумали превращать всех своих мёртвых в духов, тем самым обкрадывая мир и нарушая должный порядок вещей. Откуда они ведут свой род и кому поклоняются, толком не известно, разве что говорят, что королевство их некогда было на самом востоке Ар’Даннара.
Есть асты, народ Высшего Духа Огня, светловолосые и златоглазые, про которых говорят, что людской крови в них половина, а другая половина – от Огня, их покровителя. И если среди других народов маги – редкость, то среди них нет ни одного, кто магией бы не владел. К тому же, срок жизни им отмерен куда больший, чем простым смертным. Из-за родства с духами асты теснее прочих связаны с миром, лучше слышат его волю и понимают правила. Правит астами Король-Жрец, а живут они всего в одном городе на юго-западной оконечности материка, между морем, степью и горами. Для иноплеменников этот город открывает ворота лишь четырежды в год, а всё прочее время прекрасный Астаррос закрыт от чужих глаз. Впрочем, гости добираются туда не так уж часто, поскольку путь по суше лежит или вдоль беспокойных аргских гор, или через пустыню и степи, а путь по морю долог и не менее опасен. Тем не менее, астов нередко можно встретить в иных землях, поскольку они во все концы мира рассылают собирателей знаний, что заполняют величайшую из библиотек легендами, новостями и тайнами всех народов, что живут под небом Ар’Даннара. Известно, что асты держатся достойно и дружелюбно со всяким, кто их не обижал, и что не приемлют убийств – разве только если кто не убил аста. Ныне они миролюбивейший из народов, хотя в совсем седой древности, говорят, прошлись по Ар’Даннару из конца в конец, обращая в пепел всё на своём пути. Ещё известно, что обычаи у них такие, что чужаку вовек не разобраться, и сплошные правила, ритуалы и запреты для каждого, даже самого незначительного дела. Но, может, именно потому они и живут покойнее и благополучнее всех прочих народов, а произведения астских мастеров ценятся во всём мире.
Самый же небольшой, скрытный и загадочный народ – это люди-олени, про которых сказок известно больше, чем были. Сказки же говорят, что олени – владыки леса, и всё живое служит им с радостью и укрывает от враждебных взглядов. Немало сказок о том, как простой смертный влюбился в деву-оленя – или юноша-олень спас человеческую девушку, но, как бы ни шло повествование, оленя, что спутался с чужими, непременно изгоняют и обратно не принимают. Живут ли они больше как дикие звери, стадами, или всё же предпочитают людской облик – нет единого мнения даже и в сказках, а доподлинно известно про них только то, что с людьми они дел никаких не имеют, разве что астов да северян иногда могут к себе пустить, а от всех прочих бегут и прячутся. И на то у них есть хорошая причина: олени – народ сплошь волшебный, магией не владеющий, но вскормленный миром, и оттого и волосы их, и кровь, и плоть имеют величайшую целительную силу, из-за чего их ловили и убивали во множестве, пока они не скрылись в самых густых чащах.
Вводная по миру
Ар’Даннар – мир пока что юный, где люди только начинают подчинять себе стихии, где магии в достатке, и законы её важны ровно так же, как и законы природы, где рядом со смертными живут духи и иные чудесные создания, не злые и не добрые, а ходящие иными путями.
Развернуть свиток
Развернуть свиток